“ЛУЖА КАК ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ” статья Аси Асеевой в ежемесячной газете культурных новостей «Арт-информ» (город Коломна, №4(28), апрель 2003 г.)  


Цифра семь - хорошая цифра. На этом сходятся многие нумерологи. Может, поэтому после шести московских (первая выездная, но седьмая по общему счету) эту свою выставку в "Лиге" архитектор Евгения ГУХМАН посчитала одной из самых удачных.А началось все три года назад, и не на родине, в России, а в Голландии - стране тюльпанов, мельниц и волнительных отражений в старых каналах северной Венеции.

Стечение обстоятельств всегда замечательно тем, что в нем смыкается случайность события с фатальной предрасположенностью к нему. Вдохновитель выставки Е. Гухман в арт-галерее "Лига" - московский фотохудожник Владимир Лагранж, с экспозицией которого коломенцы смогли познакомиться прошедшей осенью. Год назад Лагранж случайно набрел на выставку, которая оказалась совершенной противоположностью тому, что он увидел в тот же день на семинаре западной фотографии в Пушкинском доме. Вот как он сам рассказал об этом на открытии выставки Евгении Гухман в нашем городе: "...не высидев той лекции (семинар по западной фотографии. - А. А.), я ушел оттуда в немыслимо плохом настроении. Это благо, что территория Пушкинского дома расположена недалеко от Фотоцентра, куда я заглянул. Еще не зная Жени лично, я увидел на стенах фантастические работы и подумал, что не все потеряно в области фотографии. Западная фотография - фотография страха, ужаса, шока. Может, там бездарные фотографы? Не знаю, но они привлекают внимание к себе через эпатаж, забывая о том, что человек все-таки склонен видеть прекрасное. Один видит больше, другой меньше, но тем не менее по жизни нас ведет красота... Вмешательство ветерка, который колышет поверхность воды, создает совершенно необыкновенную воздушность. Он вроде бы меняет архитектурные формы, но появляется нечто, что очаровывает..."
"Мост в бесконечность" - сочетание дрожащей дуги мостовых перекладин, совершенно исчезающих в запредельном пространстве, порожденном водной рябью. "Средь воды и камней" - Соловецкий храм, где его отражение соседствует с камнями - то ли лежащими на воде, то ли летящими в небе как тяжелые, странно маленькие облака. Венецианская башня среди итальянского тепла странным образом разбита на подводные ледяные плиты, а старый дом рано утром взмахивает ресницами навесов, защищающих от яркого аппенинского солнца окна-глаза. Отражения дрожат, размываются, распадаются, дробясь в водной ряби. "Архитектура - это застывшая музыка". Какое старое выражение... Натянутая струна тоже застывает до момента прикосновения - человеческой руки или чего-то иного, способного извлечь из нее звук. Так, порыв ветра, пройдя по водной ряби, извлекает из застывших стен, окон и крыш философию зыбкого, как бы напоминая о том, как неустойчиво и подвластно времени все - даже многовековые постройки, вознесшиеся когда-то по человеческой воле и способные пережить на века даже собственного создателя.
Отражения архитектурных сооружений Москвы, Венеции, храмов Соловецких островов - все они далеко друг от друга на карте, но в созданных художницей-фотографом образах одна идея: устойчивость бытия - такая же иллюзия, как незыблемость этих каменных, кирпичных, известняковых и мраморных стен…
"Замечательная атмосфера и интерьер... - комментировала Евгения Гухман происходящее на открытии. - Меня всегда пугает в подготовительном процессе техническая часть. До этого подготовка шла виртуальная: прислали по электронной почте план, фотографии зала, я прикинула, что и как может разместиться, а дальше все было сделано организаторами галереи. Впервые я вошла сюда с вами, впервые увидела все это на здешних стенах... Я благодарна за то, что эта выставка состоялась, двум людям: Владимиру Лагранжу и Виталию Хитрову, организатору этого дела, который, увидев мои работы, сказал: "Это наш формат" - и счел возможным их выставить". Когда Евгения делала первые снимки как архитектор, при ней всегда был фотоаппарат - инструмент, сопутствующий профессии. Тогда, в Голландии, ее вдохновили отражения в каналах. Не найдя в Москве подобных водных гладей, она с не меньшим успехом воспользовалась зеркальной поверхностью иного рода, увидев московские высотки, краснокирпичные заводские стены и дома в обыкновенных лужах. Лужа стала экраном, где происходила та же трансформация незыблемого в иллюзию. Но, по словам Евгении, ей всегда важен объект, отраженный в луже, а не лужа, где он отражен.
Евгения Гухман работает с обычной пленочной фототехникой "без дальнейших фокусов" современной доработки, максимально приближаясь к тому, что ежедневно демонстрирует природа. "Ветер, льдинки на поверхности воды, снег, пух, брошенные сигареты - это не пугает, просто добавляет монтаж за счет случайных и природных явлений..." - говорит автор экспозиции. В день открытия выставки среди поздравлений было высказано пожелание, которое затем продолжилось вопросом: "Так будет ли автор искать другую тематику?"
В самом деле, не останется ли отражение, взгляд сквозь толщу воды, единственным источником познания мира? Е. Гухман отвечала, что и эта тема для нее еще не исчерпана. И возможно, что между итальянскими, московскими и соловецкими зарисовками появятся плывущие видения Маринкиной башни или куполов Соборной площади. Но думать над другой тематикой будет. Главное - всегда иметь под рукой фотоаппарат...


Ccылки на другие страницы сайта:
Публикации/Publications
Главная страница/Title page
Фотоальбом/Photoalbum


 
Hosted by uCoz